Минюст хочет реформировать судебно-экспертную деятельность в нашей стране. Среди предложений — передать проведение некоторых экспертиз в полномочия только госэкспертов. Представители экспертного сообщества и адвокаты опасаются, что инициатива ведомства может привести к утрате состязательности и увеличит сроки проведения экспертиз. Александр Третьяков, ректор Института судебных экспертиз и криминалистики, рассуждает, как правильнее изменять правила работы в их отрасли.

Инициативы Минюста

Выступая на открытии конференции «Судебная экспертиза: больше века на страже законных прав, интересов государства и человека» Евгений Забарчук, первый замминистра юстиции, отметил, что общая задача их ведомства и всего экспертного сообщества — «создание высокотехнологичной, современной и эффективной судебно-экспертной системы в стране».

Чиновник рассказал, что Минюст готовится реформировать российскую судебно-экспертную деятельность. Среди предложений:

• расширение перечня экспертиз, которые проводятся только в госучреждениях;

• введение оценки уровня квалификации негосударственных экспертов;

• внедрение единых экспертных методик;

• создание на базе учебных заведений системы подготовки кадров для экспертной деятельности.

По словам представителя ведомства, изменения необходимы из-за давно назревших проблем, например: низкое качество экспертных заключений как результат отсутствия системы оценки квалификации негосударственных экспертов (в законодательстве критерии оценки для негосударственных экспертов не закреплены); противоречия в выводах, сделанных разными экспертами в государственных и негосударственных учреждениях; использование экспертами — частными лицами методик, достоверность и научность которых невозможно проверить.

Забарчук считает, что есть отдельные негосударственные эксперты, готовые за деньги сделать нужные заказчику выводы. А наведение порядка в экспертной деятельности позволит повысить качество экспертиз и сократить сроки расследования и рассмотрения судебных дел.

1 декабря 2022 года Минюст разместил для общественного обсуждения проект изменений, которые планируется внести в Распоряжение Правительства РФ от 16.11.2021 № 3214-р (сейчас обсуждение документа закончено). Предлагается передать некоторые экспертизы в полномочия только госэкспертов. Это:

• судебная лингвистическая экспертиза и психолого-лингвистическая экспертиза по уголовным делам об экстремизме;

• судебная психиатрическая экспертиза по делам об изменении гражданско-правового статуса гражданина;

• судебная экономическая экспертиза (финансово-экономическая, финансово-аналитическая, налоговая) по уголовным делам о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных денежных средств, неуплатой налогов и сборов.

Мнения экспертов о реформе

Предложения обсудили в адвокатском и экспертном сообществах. Глава ФПА Светлана Володина подчеркнула, что это предложение может усилить недоверие к негосударственным экспертам. Эффективнее было вы внедрять критерии оценки подготовки экспертов, лицензировать экспертные учреждения.

Союз судебных экспертов «Экспертный совет» инициировал проведение круглого стола, на котором обсудили риски введения госмонополии на проведение экономических экспертиз. Участники экспертного сообщества, представители адвокатских бюро отметили, что инициатива Минюста может привести к утрате состязательности и увеличит сроки проведения экспертиз.

Кроме того, к негосударственным экспертам следствие обращается в том случае, если в штате государственного экспертного учреждения нет соответствующих специалистов. Действующее законодательство отдает приоритет проведения судэкспертиз по уголовным делам госучреждениям (п. 5 Пленума Верховного суда № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»). Экономические экспертизы могут быть очень сложны, требовать участия нескольких специалистов, а их проведение занимает продолжительное время. Если отдать их в ведение только госучреждений, то сроки могут кратно увеличиться. Да и специалистов соответствующей квалификации может просто не быть.

Позиция ректора Института судебных экспертиз и криминалистики

Принципы работы эксперта (будь то государственное или негосударственное учреждение) закреплены в законе «О государственной судебно-экспертной деятельности». К ним относятся: независимость эксперта, объективность, всесторонность и полнота исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. И эти принципы, на которые ориентируются все добросовестные специалисты, остаются неизменными.

Проблемы судебно-экспертной деятельности, накопленные годами, требуют принятия скорейших и одновременно взвешенных, обоснованных решений. В негосударственной сфере действительно есть специалисты, которые берутся за проведение исследований, не имея достаточной квалификации. Но конкуренция, которая существует в сфере негосударственной экспертизы, позволяет отсеять тех экспертов, которые выполняют работу некачественно. Упрекать негосударственных экспертов в том, что за деньги они готовы сделать нужные заказчику выводы, не совсем честно.

«Да, люди, готовые на все за деньги, могут работать в любой сфере. Но существует законодательно закрепленная ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения. И это гарантия, в частности и для суда, что эксперт выполняет свою работу честно и добросовестно», — отмечает Александр Третьяков, ректор Института судебных экспертиз и криминалистики.

Очень важно решить такие вопросы:

• введение стандартов для экспертной деятельности (для части экспертиз они уже приняты);

• внедрение научно обоснованных методик;

• единообразие в классификации видов экспертиз;

• создание реестра экспертов;

• утверждение критериев оценки квалификации экспертов.

Одна из «больных» тем экспертных учреждений, которая также требует решения, — оплата экспертизы. К сожалению, получение платы за выполненную работу требует больших усилий от компании.

На мой взгляд, подготовка закона о судебно-экспертной деятельности необходима во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами: министерствами, судебной системой, адвокатским сообществом, юристами, экспертными организациями. Каждая из сторон этого процесса знает о той или иной проблеме лучше, чем остальные. Только совместными усилиями можно создать эффективную и работоспособную систему, современную и высокотехнологичную, поднять уровень выполнения исследований на новый качественный уровень.

История обсуждения реформы

В 2018 году по инициативе Минюста создали Правительственную комиссию по координации судебно-экспертной деятельности, в которую вошли и руководители различных ведомств. Основная задача комиссии — сформировать единую госполитику и усовершенствовать законодательство РФ в сфере судебно-экспертной деятельности.

Спустя год работы комиссии в Совете Федерации обсудили совершенствование законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность. Замминистра юстиции Денис Новак тогда сформулировал актуальные проблемы экспертной деятельности: отсутствие критериев оценки уровня подготовки негосударственных экспертов; отсутствие проверки достоверности и научности применяемых ими методик. Все это ведет к низкому качеству экспертных заключений, назначению повторных, дополнительных экспертиз, затягиванию сроков судопроизводства, судебным ошибкам. Новак отметил: это не означает, что все негосударственные эксперты работают некачественно. В негосударственных экспертных организациях достаточно квалифицированных специалистов, многие пользуются заслуженным уважением коллег.

В 2019 году планировалось подготовить окончательный вариант федерального закона о судебно-экспертной деятельности (разработка которого ведется с 2013 года) для рассмотрения его в осеннюю сессию Госдумой. Лишь в декабре 2020 года Правительственная комиссия наметила несколько основных направлений работы. В частности, завершение работы над законопроектом о судебно-экспертной деятельности, создание единого реестра судебных экспертов.

В нынешнем году Совет Федерации дважды организовал круглые столы для обсуждения проблем и перспектив развития судебно-экспертной деятельности, особенностей экспертизы в гражданском судопроизводстве. Проблемы, которые необходимо решить, были все те же:

• нет стандартов, единой терминологии и методик;

• низкое качество экспертиз (а значит, нужны требования к негосударственным экспертам и критерии оценки их квалификации);

• отсутствие независимости государственных экспертов (ведомственная подчиненность);

• длительные сроки проведения экспертиз;

• вопросы оплаты работы экспертов.