Обобщение судебной практики по делам об  административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.25  КоАП РФ за  12 месяцев   2015 года, рассмотренных на судебном участке  № 2 Бузулукского района Оренбургской области.

На судебном участке №2 Бузулукского района Оренбургской области проведено обобщение судебной практики   по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ за 12 месяцев 2015 года.

Целью настоящего обобщения является изучение практики рассмотрения административных дел по части 1 статьи 20.25   КоАП РФ   и внесение предложений по предупреждению административных правонарушений данной категории.

Положениями части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Из системного толкования части 1 статьи 20.25 и статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (что встречается достаточно редко).

Согласно п.12 ч. 5 ст.28.3 КоАП РФ  протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме того, дела о нарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ  составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п.5 ч.5 ст.28.3).                           

За   12 месяцев  2015 года    всего рассмотрено   925  дел об административных правонарушениях, из них 185 дел за совершение правонарушения  по  ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, что составляет    20 % от общего количества рассмотренных административных дел.

В  2014 году всего рассмотрено 742 административных дела, из них по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ  - 119 дел, что составило  16 % от общего количества рассмотренных дел.

Таким образом, статистические данные свидетельствуют об увеличении дел указанной категории.

В 2015 году дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч.1 ст.20.25 КоАП РФ на рассмотрение по подсудности и подведомственности  не передавались.

В наибольшем количестве протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ направляются на рассмотрение мировому судье из МО МВД России «Бузулукский» - 178 протоколов, 4 протокола  из ЦАФАП УМВД России по Ульяновской области. Бузулукский городской отдел судебных приставов направил 3 протокола.       

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Всего в 2015 г. было подвергнуто административному наказанию  по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ -  161 лицо,  из них:  155 мужчин и 6 женщин. Анализ данных за 2014 и 2015г.г. показывает, что в основном мировым судьей назначается такой вид наказания, как  административный штраф – 152, на общую сумму – 263 100 рублей (в 2014г. – 87, на общую сумму 141 000 рублей).  К  наказанию в виде административного ареста подвергнуто  4   лица (в 2014г. – 5 лиц).

Следует отметить, что в связи с отсутствие у должника постоянного места работы и источника дохода, суд стал применять такой вид наказания как обязательные работы, так в 2015г.    обязательные работы назначены 5 лицам (в 2014г. – 1 лицу).

При назначении административного наказания   суд руководствуется общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности (ч. 1 ст. 4.1. КоАП РФ). При этом суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Все дела об административных правонарушениях рассмотрены с участием лица, привлеченного к административной ответственности, постановления мирового судьи были вручены в день рассмотрения материалов, о чем в материалах дела  имеются расписки.     

В указанный период дела об административных правонарушениях предусмотренных ст.20.25 ч. 1 КоАП РФ в апелляционном и надзорном порядке не обжаловались.

На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ  прекращено 6 административных дел (штрафы правонарушителями были уплачены своевременно, в установленный законом срок).

Следует отметить, что было возвращено 17 административных протоколов в орган (должностному лицу) составившему протокол.

Одним из оснований для возврата протоколов послужило то обстоятельство, что  особенностью рассмотрения  дел об административном правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, санкция которой  устанавливает наказание в виде административного ареста, является содержащееся в абзаце 2 ч.3 ст.25.1 КоАП РФ положение о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

При этом, как установлено ч.4 ст. 29.6 Ко АП РФ, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, либо административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматривается судьей в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Невыполнение данного условия препятствовало рассмотрению судом дела об административном правонарушении  по существу и явилось основанием нарушения предусмотренных ст.24.1 КоАП РФ принципов своевременности выяснения  обстоятельств  дела, разрешения его в соответствии с законом.

Все дела рассмотрены с соблюдением  правил подсудности, т.е. по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.   

В правоприменительной практике при рассмотрении дел указанной категории возникают следующие  проблемы:

Санкция данной статьи предусматривает такую меру наказания как административный арест.

Частью 4 ст.29.6 КОАП РФ предусмотрено рассмотрение дел данной категории в день получения протокола.

В соответствии со ст.29.5 КОАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного  ст. 20.25 КОАП РФ является  место жительства правонарушителя. Таким образом, в случае совершения  лицом правонарушения по неуплате штрафа по постановлению органа, находящегося в другом населенном пункте или регионе, протокол об административном правонарушении  передаётся судье в нарушение  п. 1 ст. 28.8 КОАП РФ, то есть не немедленно после составления протокола, а направляется по почте. Получение мировым судьёй по почте протокола, по которому предусмотрено наказание в виде административного ареста делает проблематичным  выполнение требования  ст. 29.6 КОАП РФ о рассмотрении протокола в день его получения.

Кроме того, в протоколах не всегда указываются номер телефона  лица, привлекаемого к административной ответственности, или его место работы, письменное согласие на СМС-извещение, что вызывает сложности при вызове и извещении правонарушителя в судебное заседание.

Выводы:     Проведенный анализ показал, что  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ рассматриваются мировым  судьей, с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы выполняются, по всем материалам выносятся определения о назначении дела к слушанию.   Постановления мирового судьи, правонарушителю вручаются своевременно.